Е.А. Радишевский, шихан дзю-дзюцу, 6 дан.

Из книги "Дзю-дзюцу. Боевое искусство самураев".

 

Кузуши – выведение из равновесия

 

Наблюдая за спортивными поединками борцов, часто можно увидеть силовую борьбу, в которой, более физический развитый и выносливый спортсмен побеждает противника за счет преимущества в весе и силе или изматывает его. Крайне редко мы наблюдаем проведение амплитуд­ных бросков или других приемов, применяемых без использования веса бросающего. О применении борцовских приемов против человека го­раздо большего веса и соответственно значительно превосходящего в физической силе говорить почти не приходится.

Значительная часть времени тренировоч­ного процесса спортсмена от­водится на спе­циальные физические упражнения, служа­щие для повы­шения его силы и выносливо­сти. Обычно спортивная подготовка борца делится на ряд микроциклов, приводящих организм в оптимальную для соревнований форму к определенному, заранее установ­ленному сроку. Разумеется, подобный метод был бы невозможен для подготовки про­фес­сиональных воинов, в чьи обязанности вхо­дит готовность к бою в любой момент. Та­кими и были самураи, доведшие искусство поединка до его высот.

Бесчисленные легенды Востока о мастерах боевых искусств преклон­ного возраста, с легкостью побеждавших многих молодых и сильных противников, за­ставляют усомниться в столь значительном влиянии фи­зической силы и веса на искусство поединка. Что же мог противопоста­вить более силь­ному и часто не единственному сопернику профессио­нальный мастер Бу-дзюцу? Оставив на время разговоры о магической силе, развитой тыся­чами часов эзотерической практики дыхательных и медитативных уп­ражнений, попытаемся рассмотреть возможность при­менения боевой техники без использования значительных физических усилий.

В первую очередь перед проведением какого-либо приема вы должны заставить противника принять такое положение, при котором он не смог бы воспользоваться своим преимуществом в физической силе. Это поло­жение, при котором баланс (равновесие) его тела разрушен. В японских боевых искусствах техника лишения противника равновесия носит на­звание КУЗУШИ. В глубоком смысле кузуши – это не только техниче­ский прием, выполняемый за счет рывка, толчка или удара, но и лише­ние противника психологического равновесия криком, взглядом или дру­гим способом. Выполненный мастером кэнсэй (наполненный энергией выдох с криком) может полностью разрушить гармонию разума и тела противника, сковав его движения и замедлив реакцию. Вот как описы­вает такую форму выведения из психологического равновесия выдаю­щийся мастер современности, обладатель 8 дана айкидо Мицуги Сао­томэ шихан, один из личных учеников Основателя айкидо О-сэнсэя Мо­рихея Уешибы: «Это произошло незадолго до того, как О-сэнсэй лег в больницу. Я до сих пор вижу стоящего передо мной Основателя. Когда я повернулся к нему, приготовив свой боккен к атаке, тщедушного, хруп­кого человека как не бывало. На его месте я увидел наводящую ужас гору. Его внешность вызывала благоговейный трепет, его вибрации на­полняли додзё. Я заглянул в его глаза и был скован мощной силой его духа. Исходящий от него свет был полон мудрости и силы веков. Мое тело не могло пошевелиться. Ладони, которыми я сжимал деревянный меч, стали влажными, лицо покрылось испариной. Сердце усиленно би­лось, его биение я ощущал в венах рук и ног».

Безусловно, такая идеальная форма выведения из психологического и физического равновесия, не позволяющая даже значительно более сильному человеку использовать свою силу доступна лишь настоящему мастеру. Долгий же путь к такому мастерству состоит из овладения бо­лее простыми, чисто физическими способами выведения из равновесия.

Рассмотрим одно из наиболее устойчивых положений тела, принимае­мое многими бойцами для отработки техники и реального поединка. Рас­стояние между ступнями почти вдвое больше длины ноги от ступни до колена. Обе ноги согнуты, пятки не отрываются от пола, корпус дер­жится вертикально. Тело находится под углом 45 градусов по отношению к противнику. В каратэ эта позиция называется фудо дачи. Эта стойка действительно очень хороша против атаки спреди или сзади. При толчке или рывке по прямой линии человек, принявший такое устойчивое по­ложение, легко может устоять на ногах и контратаковать любой техни­кой. Центр тяжести его находится между ногами на равном расстоянии от обеих ступней и легко может перемещаться по прямой линии от одной ноги к другой. Это перемещение изменит позицию, но никак не повлияет на потерю баланса.

Что же произойдет, если легко, практически одним пальцем, потянуть так устойчиво стоящего человека под углом 45 градусов назад или впе­ред? При рывке вперед центр тяжести выносится за пределы его стойки и человек приподнимается на носки. При толчке или рывке назад – он заваливается на пятки. Естественно, в таком положении боец не в со­стоянии воспользоваться физической силой до тех пор, пока он не вос­становит равновесие и устойчиво не встанет на ноги. Он не может не только выполнить удар или провести какой-либо контрприем, но и про­сто оказать сопротивление. Понятно, что провести любую технику на не­сопротивляющемся человеке, который к тому же стоит крайне не устой­чиво не составляет особого труда. При этом совершенно не важно на­сколько силен и вынослив ваш противник, так как он все равно не может использовать свои физические данные должным образом.

Другой формой кузуши может явиться удар, заставляющий против­ника отклониться под тем же 45-градусным углом и принять такое же неустойчивое положение как при толчке или рывке. Часто также в бое­вом искусстве можно увидеть выведение из равновесия при помощи бо­левого воздействия.

Наблюдая демонстрации известных мастеров Будо, мы видим, как атакующий противник прямо на глазах становится совершенно беспо­мощным. Приглядевшись, можно заметить применение различных форм кузуши перед выполнением почти всех технических действий.

Виды выведения из равновесия, часто встречающихся в практике традиционных и современных боевых искусств:

Выведение из равновесия блокирующим движением: кузуши уке.

Выведение из равновесия ударом: кузуши атэ.

Выведение из равновесия болевым воздействием: кузуши кансэтсу.

Выведение из равновесия броском: кузуши наге.

Хаппо но кузуши

Основные восемь направлений выведения из равновесия, ис­пользуемые в современных и традиционных видах боевого искусства.

Мае кузуши – выведение из равновесия вперед.

Миги мае кузуши – выведение из равновесия вперед-вправо.

Миги йоко кузуши – выведение из равновесия в сторону-вправо.

Миги уширо кузуши – выведение из равновесия назад-вправо.

Уширо кузуши – выведение из равновесия назад.

Хидари уширо кузуши – выведение из равновесия назад-влево.

Хидари йоко кузуши – выведение из равновесия в сторону-влево.

Хидари мае кузуши – выведение из равновесия вперед-влево.