Принципы дзюдо
Основав “Кодокан”, Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего, как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения.
“Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю”, – так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.
Дзигоро Кано установил, что все поступавшие в “Кодокан”, должны были давать торжественную клятву, состоящую из следующих пунктов:
1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинство “Додзё” (зала дзюдо).
3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.
4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.
5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила “Кодокана”, сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.
Не сразу Дзигоро Кано пришел к основным принципам своей системы. Длительное время изучал он системы подготовки в разных школах, творчески их анализировал. Пытливый ум, природная любознательность и сообразительность отличали Дзигоро Кано. Характерна история, дошедшая до наших дней.
Вечером после обильного снегопада Дзигоро Кано вышел погулять в сад. Сильный снег поломал много веток на деревьях. Только тонкая веточка вишни под тяжестью снега все ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с нее, веточка распрямилась и заняла прежнее положение. “Вот каким должен быть дзюдоист!” – воскликнул Дзигоро Кано.
Эта история нашла свое отражение в знаменитой формуле Дзигоро Кано, изложенной в инструкции “Кодокана”. “Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий”.
Большое значение Дзигоро Кано придавал достижению максимального результата. Это означает, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Он говорил: “Максимальный результат – фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни”.
Дзюдо как физическое образование
Цель физического образования, говорил Кано, заключается в том, чтобы сделать тело «сильным, полезным и здоровым». Далее, в процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Прискорбно, по словам Кано, что большинство видов спорта обычно развивают лишь определенные группы мышц и пренебрегают другими. В результате возникает физическая неуравновешенность. Кано разработал для занимающихся дзюдо определенный набор разогревающих упражнений, развивающих все мышцы тела. Кроме того, необходимы регулярные практики как ката, так и рандори. Ката, которые нужно выполнять как право, так и левосторонними, несут в себе основы атаки и обороны. С другой стороны, рандори представляет собой тренировку в вольном стиле. В обоих случаях все движения должны выполняться согласно принципу сэйрёку дзэнё – «наиболее эффективное использование силы».
Дзюдо как спорт
Рандори является основой состязания в дзюдо, спортивным элементом системы Кано. Летальные приемы в нем запрещены, и противники пытаются одержать чистую победу благодаря отточенной технике, наиболее эффективному использованию энергии и надлежащего чувства времени. Рандори представляет собой, таким образом, проверку прогресса человека в освоении этого искусства и позволяет ученику оценивать, насколько хорошо он способен действовать в сравнении с другими. Отмечая важность рандори, Кано особо подчеркивает, что соревновательность является лишь частью системы Кодокан Дзюдо, и ее значение не следует переоценивать.
Дзюдо как этическая подготовка
Обучение Кодокан Дзюдо, по мнению Кано, помогает человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Еще более существенно то, что Кодокан Дзюдо рассматривалось как средство обучения применению другого важнейшего принципа Кано – дзита кеэи, «взаимопомощь и сотрудничество». В применении к общественной жизни, принципы Кодокан Дзюдо – прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение – являются огромным благом для всех.
В своих лекциях Кано, кроме того, выделил Пять Принципов дзюдо в повседневной жизни:
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.
Сегодня спортивная сторона дзюдо выступает в качестве ведущей, более того, едва ли не единственной. То, что мы имеем сегодня под названием "дзюдо", далеко от того, что задумывал и создавал его автор. Теоретические разработки, философские размышления Дзигоро Кано не востребованы. Мы видим лишь вершину айсберга, причем вершину, которая под влиянием времени изменила свои очертания, приобрела новые контуры и мало напоминает первоначальную форму. Технику дзюдо Кано рассматривал как средство самосовершенствования на пути достижения этического идеала. Сегодня во главу поставлен, увы, результат, те же пресловутые голы, очки, секунды, которые принесли много бед нашему отечественному спорту. Да и на родине дзюдо, в Японии, вопросы престижа на мировом татами оттеснили на второй план идеи, которыми руководствовался великий просветитель.
ПРАВИЛА ЗАНЯТИЙ В ДОДЗЕ
1. В додзё действуют строгие правила, основанные на традиционных этикете и представлении о достойном поведении. Дух этого додзе воспринят непосредственно от Основателя дзюдо, а само додзе есть место, где его учение торжествует. Уважать это учение и искренне ему следовать – долг каждого, кто занимается здесь.
2. Долг каждого занимающегося – вести себя так, чтобы в додзе царила благоприятная и гармоничная атмосфера взаимного уважения.
3. Уборку зала можно уподобить вознесению благодарственной молитвы. Каждый занимающийся обязан участвовать в уборке, очищая тем самым собственные ум и сердце.
4. Додзе не может использоваться ни для каких иных целей, кроме регулярных занятий, без личного разрешения сенсея.
5.Только сенсей решает, будете вы заниматься в его группе или нет. Знания нельзя купить. Те деньги, что вы платите каждый месяц, служат для оплаты аренды зала. К тому же, внося эту плату, вы имеете возможность хоть сколько-нибудь отблагодарить преподавателя за полученные знания. Долг каждого – платить за зал вовремя.
6.Уважайте Основателя дзюдо и его учение в том виде, в котором оно воспринято и передано вам сенсеем, уважайте додзе, уважайте вещи, необходимые для занятий, уважайте друг друга.