Философия ДЗЮДО

 

Многие сторонники Кодокан Дзюдо считали само собой разумеющимся, что практикуе­мая ими система превосходит любую другую в сфере рукопашной тактической борьбы. Но сам же Кано уверяет нас в том, что Кодокан Дзюдо по всем статьям превосходит лю­бые когда-либо созданные в Японии воинские искусства и принципы (пути). Лучше всего это видно в самом выборе со стороны Кано названия для своей дисциплины – Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо, что означает "лучшее будо Японии". Это громогласное и горделивое за­явление появляется на всех квалификационных удостоверениях. Это мнение нельзя, разумеется, считать справедливым, но оно говорит о том доверии, которое испытывал Кано к своему любимому Кодокан Дзюдо.

Дав ясное определения принципа дзю, категорически отрицая при этом, что податливость или уступчивость является единственным образом действий в созданной им системе, Кано дальше утверждает: "Если, таким образом, принцип уступки не может вобрать в себя все способы, используемые в состязаниях, то существует ли вообще принцип, способный в действительности это сделать? Да, он существует, и это принцип максимально эффектив­ного использования ума и тела". В своих теоретических изысканиях по дзю-дзюцу Кано отыскал выражение "син-син тикара-о мото-но юко-ни си-о суру". Здесь подчеркивается важность бережливого использования энергии, как духовной, так и физической. Сам Кано толкует его следующим образом: "Какова бы ни была цель, лучшим путем ее достижения является умелое использование направленной на эту цель или задачу энергии". Это ут­верждение Кано выразил в 1923 году в виде формулы "сэйрёку дзэнъё", иначе принципа "наилучшего использования энергии". На этом принципе покоится идеал Кодокан Дзюдо.

В данном принципе энергия для Кано предстает как живительная сила, а не просто как те­лесная мощь. Через занятия дзюдо учатся тому, как следовать самому принципу. Но Кано имел в виду более высокие ценности, когда призывал всех сторонников Кодокан Дзюдо следовать принципу. Занятия Кодокан Дзюдо ради развития физически крепкого тела (рэнтай-хо) либо ради развития борцовских навыков (сёбу-хо) Кано определяет как кёги дзюдо, т.е. дзюдо в "узком смысле", поскольку здесь упор делается на технику. Кёги дзюдо должно уступить место коги дзюдо, иначе дзюдо в "широком смысле", где сюсин-хо, иначе "моральное воспитание", т.е. привитие нравственных норм, ведет к самосовер­шенствованию. Поэтому физическое самосовершенствование не достаточно само по себе, ибо, каким бы сильным ни становился человек, занимающийся дзюдо, какого бы мастер­ства он не достиг, "если он не будет полезен обществу", – говорит Кано, – "его жизнь на­прасна". Рэнтай-хо, сёбу-хо и сюсин-хо образуют три элемента, которые составляют "принцип трех культур"; принцип, делающий Кодокан Дзюдо формой физического воспи­тания.

Кано хотел, чтобы занятия дзюдо проводились не только в додзё, но и за их пределами и его физические стороны стали средоточием человеческих усилий, направленных на разви­тие и совершенствование личности. Если представители кёги дзюдо и могут обрести тех­ническую зрелость, то лишь посредством коги дзюдо они могут стать социально зрелыми людьми. Подобный взгляд Кано вынес из конфуцианской заповеди о том, что следует "расширить сферу своей деятельности, включая сюда других людей и иные роды деятель­ности". Таким образом, получает развитие общепризнанная цель классического будо, ко­торая в некоторых рю носит довольно неопределенный характер, за исключением того случая, когда речь заходит о путях достижения личного совершенства. Кано так опреде­ляет Кодокан Дзюдо в рамках принципа сэйрёку дзэнъё: "Дзюдо – не метод, дающий воз­можность наилучшим образом распорядиться духовной и физической энергией в целях исключительно нападения или защиты, скорее, это метод, посредством которого данный принцип [сэйрёку дзэнъё] можно усвоить и применить ко всем сферам человеческой жизни". Следуя этому направлению мысли, Кано развил свой второй великий принцип, названный им дзи-та кёэй, иначе принцип "взаимного процветания".

На принципе взаимного процветания зиждились надежды Кано на международную соци­альную гармонию. Основные элементы концепции дзи-та кёэй покоятся на принципах рю классических будо и будзюцу. Примером здесь могут послужить идеи школы Ягю Син­кагэ-рю (линия Эдо), проповедующей фехтование на мечах типа кэндзюцу. Кэнси из Эдо Ягю Синкагэ-рю рассматривают свои занятия кэндзюцу как занятия коги кэндзюцу, а бо­лее обще относят свою дисциплину к сэйхо либо хэйхо. Они идут к самосовершенствова­нию через занятия согласно предписанной технике владения мечом, но такое устремление всегда предстает лишь как средство для достижения более высокой конечной цели. В уче­нии Эдо Ягю Синкагэ-рю сэйхо почитается целью для тех, кто стремится свершать "доб­рые деяния" для японского общества. Но упор со стороны Кано на благие дела во имя об­щества надо понимать более широко, здесь подразумевается благо всего международного сообщества. Кано надеялся, что последователи Кодокан Дзюдо, где бы они ни были, бла­годаря своей общей заинтересованности в занятиях и обучении научатся применять прин­цип сэйрёку дзэнъё и поймут, что такое возможно лишь при взаимном сотрудничестве. А это осознание в свою очередь поднимет их, по словам Кано, на такую высокую ступень, где преодолены различия между собой и другими, и они уже способны будут применять сам принцип в своей повседневной деятельности и тем самым влиять на окружающих та­ким образом, что те будут строить свою жизнь по их примеру, обращая ее на пользу всему человечеству.