Первый заместитель исполнительного директора
Федерации Кёкусин-кан каратэ-до России
Алексей Горбылёв
agor@kyokushinkan.ru
www.kyokushinkan.ru

А. Горбылёв («Додзё» № 5/ 2003)

 

В сентябре военного, 1942-го года вся Япония зачи­тывалась пове­стью «Сугата Сансиро» уже извест­ного автора приключенческих повестей Томиты Цунэо. Ее читали рабочие и клерки, школьники и старики, не говоря уже о многочисленных последователях будо, кото­рым она и была, в первую очередь, адресована. В книжных магазинах повесть буквально «сметали». Книгоиздатели из фирмы «Киндзё» были на седьмом небе от неожиданно при­валившей удачи. А к повести уже присматривались «кинош­ники». И, надо сказать, недолго присматривались: уже в следующем году на ки­ноэкраны вышел полуторачасовой шедевр, с восторгом встречен­ный публикой. Снял его тогда еще мало известный молодой ре­жиссербудущий столп японского кино Куросава Акира[1]. Он экрани­зировал только первую часть книги, и кинозрители без конца требовали от него продолжения. Но реализовать мечту по­клонников будо Куросаве удалось только через два десятилетияв 1964 г. он выпустил римэйк первой части и экранизацию второй части повести, с которыми под названием «Гений дзюдо» и имел возможность познакомиться широкий советский зритель, встре­тивший фильм не менее восторженно, нежели зритель японский[2]. Похоже, сюжет повести, ее герой и отста­иваемые им ценности оказались привлекательны и акту­аль­ны не только для жителей милитаристской Японии, но и для массового мирового зрителя...

 

Дзюдо или дзюдзюцу: чья возьмет?

Вся повесть состоит из четырех больших частей. В центре пер­вой части повествованияборьба между дзюдо Кодокан и старыми школами дзюдзюцу. Это противостояние достигает своего пика на турнире воинских искусств, проходящем под патронажем полицей­ского управления. В этой части молодой ученик основателя дзюдо – мастера Яно Сугата Сансиро побеждает в трех схват­ках борцов дзюдзюцу: Момму Сабуро, главу Симмё кассацу-рю; Мураи Хансукэ из Рёи синто-рюв кульминационном соревновании «дзюдо про­тив дзюдзюцу» на турнире, организованном поли­цейским управ­лением; и ученика Мураи, Хигаки Гэнносукэ, с которым сходится в смертельной ду­эли. Успех ему неизменно приносит его коронный прием«смертоносный» бросок «яма-араси»«буря в горах». Эта часть романа хорошо известна нашим читателям по фильму Куросавы, и под­робно останавливаться на ней я не буду.

 

Дзюдо против каратэ и бокса

Во второй части Томита рассказывает о борьбе Сугаты с пред­ставителями иных видов рукопаш­ного боя. И хотя здесь присут­ствует и весьма занимательная сцена, в которой Сугата Сансиро по­вергает борца сумо Нисикинада, основная тема частипротиво­стояние дзюдо и систем с преоб­ладанием ударной техникикаратэ и бокса.

То, как Сугата одолевал каратистовбратьев Хигаки, наши зрители знают по фильму. А вот о поединке Сансиро с професси­ональным боксёром Уильямом Листом стоит рассказать. Пригла­шённый злокозненным промоутером на состязание между борцом дзюдзюцу и боксером, Сансиро становится свидетелем избиения дзюдзюцуиста (да простят мне читатели этот неологизм) Сэкинэ Кахэй: «Кахэй погнался за Листом, словно пытаясь схватить обла­ко, но в ответ на удары Листа кулаком ничего не мог поделать и лишь сжался, закрывшись обеими руками... Лист легко ушел по кругу, потом нанес лёгкий удар в подбородок и сильно ударил в лицо. Кахэй рухнул на колени как подкошенный, затем встряхнул головой и поднялся на ноги. Его веки сомкнулись, кровь из носа брызнула на борцовский костюм».

Это описание очень правдоподобно: Кахэй пытается провести захват, а Лист умело уходит по кругу и побеждает чистейшим нока­утом при помощи классической боксерской комбинации перед­ний прямойзадний кросс.

Отказавшись сперва ответить на вызов Листа, после поражения Кахэя Сансиро принимает его. Он знает, что участие в этом бою гро­зит ему исключением из Кодокана, и решиться на это его за­ставля­ют лишь унизительные слова промоутера: «Если дзюдо не в силах справиться с ударами в схватке, оно не может считаться искусством самозащиты». Таким образом, Сансиро выступает в качестве защит­ника поруганной чести японского дзюдзюцу.

В поединке Сансиро и Листа, происходившем при большом скоплении народа, дзюдоист отка­зался от использования боле­вых и удушающих приемов и согласился применять только броски, а боксер пообещал наносить удары только выше пояса. Схватка не имела ограничений по времени, а победитель должен был опреде­литься в случае невозможности продолжения схватки одним из участников или отказа от него. Призовой фонд составил тысячу иеннемалые деньги для того времени.

Томита описывает этот бой следующим образом: «Ударил колокол. Лист ринулся вперёд, и в то же мгновение Сансиро сел на ринг и, выставив ноги в сторону Листа, опрокинулся на спину. Под­нимись онне смог бы защититься. С точки зрения особеннос­тей бокса и дзюдо, невозможность такой схватки очевидна. Но ког­да Сансиро отважился на этот бой, ему ничего другого сделать не оставалось»[3].

Хотя сегодня на соревнованиях по боям без правил такие дейст­вия нередко влекут за собой па­товую ситуацию и снижают интересность и динамичность поединка, в повести боксер перепрыги­вает через выставленные ноги борца и пытается продолжить атаку, но победу в конце концов одерживает Сансиро своим фирменным нокаутирующим броском яма-араси.

 

С голыми руками против мечей и сюрикэнов

Третья часть повести посвящена рассмотрению возможностей дзюдо в схватке с противниками, вооруженными холодным оружи­ем. Естественно, что речь идет уже не о соревновательных схват­ках, а о боях не на жизнь, а на смерть. По сюжету романа, после участия в поединках с каратистом и боксером Сугата Сансиро ухо­дит из Кодокана, так как считает, что нарушил святую клятвуне вступать в схватки с представителями других школ без разрешения наставника, и начинает новую жизньжизнь рикши. Он не стремит­ся к борьбе, но то и дело оказывается втянутым в противо­стояние с коварными врагами.

В этой части повести Сугата дважды подвергается нападению мастера меча, обладателя мас­терского сертификата мэнкё кайдэн школы Итто-рю Оригути Дайсукэ. Их совершенно случайная встре­ча неожиданно превращается для Сансиро в экстремальное испы­тание «на прочность» в не­вероятном поединке «с голыми руками против меча»: «Сансиро не изучал кэндо. Но он знал дзюдо. Он никогда не считал, что можно защититься голыми руками от клинка противника, и в глубине души приготовился к тому, что неизбежно пропустит удар мечом. И тогда его охватила хладно­кровная реши­мость дать врагу порезать кожу, но разорвать его плоть, дать поре­зать плоть, но пе­ребить ему кости».

Характерно, что и здесь Томита Цунэо, приведший своего героя в смертельную ловушку, не де­лает из него супермена. Единствен­ное, чем он наделяет Сугату, – это психологический настрой масте­ра будо, и не случайно глава, в которой рассказывается о встрече дзюдоиста с мастером меча, носит название «Самоотречение». Тем не менее, в обоих столкновениях с Оригути Сансиро остается в жи­вых лишь по чистой случайности.

Если приемы обезоруживания противника, вооруженного мечом (муто-дори), в дзюдзюцу все-таки существуют, то против метательного оружия никаких особых приемов у безоружного борца нет. Поэтому в повести противником, которого никак не может одолеть Сансиро, оказывается ниндзя и мастер искусства метания стрелок сюрикэндзюцу Намбан-рю Мацуки Тэнъё, с которым дзюдо­ист также схватывается дважды.

Во время первой встречи с Мацуки он ловко уклоняется от бро­шенного дротика и выполняет свой фирменный бросок яма-араси. Однако Мацуки оказывается парнем не промах и, сделав в воздухе сальто, благополучно приземляется на ноги.

Вторая схваткане на жизнь, а на смертьмежду Сансиро и Мацуки Тэнъё происходит на крыше храма Кайкоин в токийском районе Асакуса, это апогей третьей части повести.

Сансиро случайно замечает Гэнъё, загнанного полицейскими на крышу храма Кайкоин, и пока полицейские пребывают в нере­шительности, в одиночку бросается вдогонку за ним на крышу.

«Сансиро забыл об опасности... Он просто не думал о победе над противником, так как решил, что следует сохранить противнику жизнь и передать его полиции. В ситуации, когда нужно выби­рать между жизнью и смертью, не остается ничего кроме выбора смер­ти. Это не означает, что он обладал духом буси «Хагакурэ». Это было просто реальное чувство, легко пришедшее к нему те­перь, когда он столько раз смотрел в лицо смерти в бою».

В схватке без оружия с Тэнъё, который, похоже, превосходил дзюдоиста силой, Сансиро дрался не щадя живота своего. «Санси­ро словно тисками сдавил шею Тэнъё удушающим приемом скрест­ным захватом отворотов куртки спереди «гяку-дзюдзи», а ногами сдавил его живот приемом «до-дзимэ»... В то же мгновение два тела, слившись воедино, заскользили по крыше. Тэнъё, чтобы из­бе­жать падения, расставил ноги и старался упереться. Однако Санси­ро и не думал о падении, по­скольку он осознавал, сколь опасно во второй раз упустить из рук такого опасного противника».

В итоге оба они рухнули с крыши, и оба остались живы. Тэнъё был схвачен полицией, а Сансиро, оправившись от сильных травм, получил разрешение вернуться в Кодокан.

 

Новые враги

В четвертой, заключительной части повести Сансиро сталки­вается с двумя новыми врагами. Первыйэксцентричный санка[4] Томэсаку с демонической внешностью, в совершенстве владею­щий стрельбой отравленными иглами из трубки фукибари. Второй – Цукуи Дзёсукэ, одаренный борец дзюдзюцу и ученик Хигаки Гэн-носукэ, ставшего верным другом Сугаты.

Томэсаку, оставаясь в романе реалистичным образом, одновре­менно описывается как паук-обо­ротень, и бой с ним похож на схват­ку с привидением. Цукуи же изображен мастером, превосходя­щим по уровню мастерства Хигаки Гэнносукэ. Он выступает в качестве представителя дзюдзюцу западной Японии. В определенном смыс­ле онкопия самого Сансиро.

Апогей противостояния между Сугатой Сансиро и Цукуи Дзёсу­кэпоединок в зале Бутокудэн в Киото. Он изображен как реша­ющий бой между дзюдо и дзюдзюцу, который, наконец, должен рас­ставить все точки над «ё». И Сансиро, естественно, выходит из него победителем.

Вот таково, вкратце, содержание нашумевшей книги Томиты[5].

 

«Сугата Сансиро»: реальность и вымысел

Уже первые читатели повести начали спорить о реальной исто­рической подоплеке повести. Тем более, что за вымышленными, но созвучными реальным именами и названиями читатели с лег­костью угадывали реальные исторические события 80-х годов XIX в., когда Кодокан противостоял старым школам дзюдзюцу, и реальные фигуры. Так, выведенная в «Сугата Сансиро» школа дзюдо «Кодокан» (в романе это название записано иероглифами, буквально означающими «Дворец пути ваты») сразу была отож­дествлена с реальной школой Кодокан («Дворец общего пути»; первый иероглиф в этом названии«ко»имеет много значений и, в частности, «братство», «община»). В мудром и благородном основателе дзюдо Яно Сёгоро угадывался реальный основатель Кодокана Кано Дзигоро, который ушел из жизни всего за несколь­ко лет до выхода повести. Более продвину­тые, знакомые с дзюдоистской кухней люди в Тоде Юдзиро узнавали Томиту Цунэдзиро, отца ав­тора, в Хироси ЁсимароЁкояму Сакудзиро, в Цудзаки КохэеЯмаститу Ёсиаки, а в монастыре Рюсё-дзи угадывали Эйсё-дзиколыбель Кодокана.

Сложнее всего было с главным героем. Сам Томита Цунэо в по­слесловии к первому изданию пи­сал о своем герое: «Этот роман описывает становление одного молодого человека на фоне пери­ода 1881-1887 гг. Герой, Сугата Сансиро, одарен талантом в будо, это один из тех юношей эпохи Мэйдзи, которые росли вместе со всей тогдашней молодёжью, испытывали душевные страдания, лелеяли надежды, бунтовали и критиковали себя». Знающие же люди полагали, что скорее всего прототипом Сугаты послужил Сайго Сиро, сильнейший борец Кодокана его героической эпохи, но признавали, что это образ собирательный. В нем угадывали черты сразу и Сайго, и Томиты, и Ёкоямы, и Ямаситы, а в послед­ней части повести угадывали аллюзию на историю борьбы Исогай Хадзимэ, представителя Кодокана в Киото, с борцами их западных школ дзюдзюцу.

Короче говоря, знатоки истории дзюдо и живые еще свидете­ли тех событий понимали, что по­весть «Сугата Сансиро» написана лишь по мотивам истории Кодокана, но не есть история этой школы и не биография ее знаменитого борца. Знали они и то, что Томита Цунэо основывался на рассказах отца. И естественно, что образ Кодокана периода его возникновения и его ведущих бор­цов полу­чился идеализированным и приукрашенным.

Но это было очевидно лишь знающим людям. Широкая чита­тельская, а позднее зрительская ау­дитория (в Японии и за ее пре­делами) восприняла (а некоторые и продолжают воспринимать) «Су­гату Сансиро» как историческое полотно, достоверно отобра­жающее возникновение и становле­ние дзюдо, а сам главный герой приобрел в ее глазах статус реальной исторической личности. И все попытки опровергнуть эту укоренившуюся точку зрения, про­должающиеся по сей день, ка­жется, были тщетны. Каждое новое поколение читателей и зрителей принимает все показанное в «Су-гате Сансиро» за чистую монету.

Как же удалось добиться такого эффекта Томите? Это стало возможным благодаря великолеп­ному знанию автором событий и реалий того времени, достоверному воспроизведению атмосфе­ры тех боев, прекрасному знанию техники и теории японских будо (у Томиты Цунэо, между прочим, был 5-й дан по дзюдо). Вдобавок сама манера изложения Томиты делает описания чрезвычайно достоверными и впечатляющими.

Неудивительно, что и сегодня очень многих читателей романа и зрителей его экранизаций чрез­вычайно интересует историческая основа сюжета. И по сей день, по прошествии уже шести деся­тиле­тий со времени публикации повести, исследователи продолжают искать ответы на многочис­ленные вопросы: кто же послужил про­тотипом Сугаты? Насколько близок литературный образ ре­альной личности? Что представлял собой фантастический коронный при­ем Сансиро яма-араси?

Частично этих вопросов я уже касался в номерах 6-8 тогда еще сборника «Додзё» (выходили в 2001 г.). Отсылая читателей к тем публикациям по истории дзюдо за сведениями об общем истори­ческом контексте и основных этапах становления дзюдо, я теперь хочу более подробно рассказать о лучших учениках Кано Дзигоро, послуживших прототипами для «гения дзюдо», об их необычных судьбах и роли в становлении Кодокана.

 

 

САЙГО СИРО

Сайго Сиро (1867-1922) – один из самых удивительных и зага­дочных персонажей в истории будо конца XIXначала XX веков. Он пришел в Кодокан в 1882 г. в возрасте 15 лет, и уже через три года, в 1885 г., его имя прогремело на всю страну как имя великого непо­бедимого борца. В 20 лет Сайго уже обладал 5-м даном, а потом внезапно покинул Кодокан, чтобы уйти в полную безвест­ность и через три десятилетия, в 1922 г., умереть от тяжелой болезни в воз­расте всего лишь 57 лет. И чтобы столь же внезапно «возродиться» уже во второй половине столетия в роли основа­теля школы боево­го искусства айки-дзюцу Сайго-ха Дайто-рю.

Более менее полно известна биография Сайго лишь за период 1882-1889 гг., но за этот очень короткий срок в необычайно юном для боевых искусств возрасте он успел навсегда вписать свое имя золотыми буквами в летопись будо и заслужить славу «гения дзюдо». А потом, благодаря пи­сателям и режиссерам, превратился в легенду, в которой правду уже почти невозможно отличить от вымысла...

 

Начало пути

В один из дней 1882 г. Кано Дзигоро, только-только осно­вав­ший додзё Кодокан в монастыре Эйсё-дзи, посетил зал одного из своих прежних наставников по школе Тэндзин синъё-рю Иноуэ Кэйтаро. Они не виделись уже довольно долго, и вот теперь Кано специально, чтобы справиться о делах друга, завернул в квартал Дотомо в токийском рай­оне Ситая, благо это было недалеко от его резиденции.

Додзё Иноуэ было хорошо известно в Токио. Из него вы­шло немало знаменитых борцов. Еще в 1945 г.[6], когда додзё уже пере­ехало в Юсима в квартале Тэндзинка, на его стене висели таблички с именами многих славных мастеров дзюдзюцу и дзюдо, которые прошли здесь обучение: Кано Дзигоро, Ёкояма Сакудзиро, Тобари Такисабуро... Значи­лось среди них и имя «Сида Сиро».

Когда Кано вошел в додзё, там как раз шла тренировка. Внимание молодого мастера привлек юноша с багровым от напря­жения лицом. Он тренировался, выкладываясь по максимуму, и демонстрировал отменную технику, которая просто поразила Кано. Он спросил у парня, сколько ему лет.

- Как раз исполнилось пятнадцать, – отвечал тот.

- А сколько тренируешься?

- Уже год!

- Вот это да! – подумал про себя Кано. - Этот парень прямо-таки рожден для дзюдзюцу!

Звали талантливого юношу Сида Сиро.

- Вот бы мне такого ученика! Я бы вырастил из него иде­ального мастера дзюдо! – думал Кано про себя и, не удер­жавшись, сказал Иноуэ:

- Сэнсэй, прошу Вас, уступите мне этого ученика!

- Кано-сан, если уж Вы так влюбились в Сида, так и быть, заби­райте его! Только, что он сам на это скажет? Если у него не будет возражений, то и я возражать не стану. Пожалуйста, забирайте его, – отвечал наставник.

Он сам был первоклассным специалистом и, конечно, сразу проник в мысли своего бывшего ученика и нынешнего коллеги. А Кано был просто счастлив и тут же поделился со старым масте­ром мечтой превратить Сида в идеального дзюдоиста, заметив также, что для него, пожалуй, больше подойдет школа Кито-рю, славяща­яся своими изощренными бросками, – уж очень ловко выходили броски у парня.

Но за что же так с первого взгляда влюбился в юношу видав­ший виды основатель Кодокана? Было в нем немало необычного. Пальцы на ногах у Сиды были необычайно длинными и загнутыми вниз, словно у медведя. Когда он проводил подсечку под лодыжку или в колено, эти длинные пальцы словно обхватывали ногу против­ника, прилипая к ней, как щупальца осьминога (их так и называли ученики Иноуэ«осьминожьи щупальца Сиды»), и совершенно не позволяя противнику уйти от приема. Так что он не только имел отменные способности к усвоению техники дзюдзюцу, но даже и само его тело было словно «заточено» под броски. Благодаря этому, всего за один год он достиг такого уровня, ради которого другим приходилось потеть три-четыре.

Сида Сиро родился в 1867 г. в деревне Киёкава в местности Цугава в префектуре Ниигата (по некоторым даннымна хуто­ре Киёкава в деревне Киёкава). Он был вторым сыном Сиды

Сададзиро (Тэйдзиро), самурая из княжества Цугавадочернего владения княжества Айдзу.

В детстве Сиро мечтал стать генералом армии и часто делился своей мечтой с друзьями. В воз­расте всего лишь 14 лет, в 1881 г., он отправился в Токио, чтобы приступить к реализации своего жиз­ненного плана. В столице он поступил на учебу в среднюю школу Сэйдзё и одновременно на­чал постигать азы дзюдзюцу в додзё сэнсэя Иноуэ Кэйтаро. Судьба распорядилась, однако, так, что буду­щий «гений дзюдо» не смог пойти по армейской линии. Тому были непреодолимые пре­грады. Дело в том, что уже в 15 лет Сиро пере­стал расти, а было в нем в ту пору всего 153 см роста и 53 кг весазначительно меньше, чем требовалось для поступления на военную службу. Он дваждыв 1884-м и в 1885-м гг. – подавал документы в Школу подготовки младшего офицер­ского состава и дважды получал отказ. Так что, от мечты о генеральском мундире пришлось ему отка­заться. «Ну, что же, раз генералом я стать не могу, поеду в Маньчжурию разбойником!»часто говаривал он своим приятелям из додзё сэнсэя Иноуэ.

В 1882 г. Сиро усыновил Сайго Таномо, в прошломзнамени­тый главный старейшина княже­ства Айдзу, а также, как утверждают ныне последователи школы Дайто-рю айки-дзюцу и айкимо, мастер секретного боевого искусства, якобы передавший Сиро не только свою фамилию, но и тайны боевого мастерства рода Такэда. Мы еще вернемся к этому, а пока Сайго Сиро, строивший такие своеоб­разные планы на будущее, в самом конце страшно жаркого августа 1882 г. начал тре­нироваться под руководством Кано Дзигоро в кро­хотном «додзё» всего в 12 татами (21,6 м), кото­рое Кано соорудил во дворе монастыря Эйсё-дзи.

Сайго стал ежедневно тренироваться вместе с Кано Дзигоро и его первым ученикомТомитой Цунэдзиро. Основатель Кодокана был очень доволен: наконец-то ему удалось найти замечатель­ного помощника в его исследованиях дзюдо. И всего через год, в августе 1883-го, он удостоил двух первых своих учеников степени седан«первый дан» – и вручил им черные пояса.

Сохранившиеся до наших дней в Кодокане записи свидетельс­твуют, что Сайго стал любимым учеником Кано, которому наставник оказывал наибольшее внимание. Показательна в этом плане хрони­ка присвоения им мастерских степеней Сайго и Томите. Степень 2-й дан они получили вме­сте в ноябре 1883 г. Через 3-й дан Сайго и Томита оба перепрыгнули, а вот 4-й получали поврозь: сначала Сайго – в августе 1885-го, а потом Томитав сентябре 1885-го г. 5-й дан Сайго получил в январе 1887 г., а Томитаснова с месячным опоз­даниемв феврале. Судя по всему, так Кано указывал на разницу в их месте в тогдашнем дзюдо: сначала Сайго, который пришел позже, потом Томитасамый первый ученик. Возможно, он даже пытался задобрить своего талантливого уче­ника, продвигая его вперед. И, наверное, не случайно, когда в 1888 г., по приказу Министерства двора, Кано выехал в Европу для изучения постановки образования в разных странах, своим за­местителем в Кодокане он назначил имен­но Сайго Сиро, хотя тот был младше многих его учени­ков.

 

Война против дзюдзюцу

По мере того как креп Кодокан, как росло число его учеников, по Токио поползли слухи о каком-то странном «дзюдо», пошли пересуды об «университетском дзюдо» и даже о «профессоре дзюдо». Большой интерес они вызвали в кругах образования и политики, но особенно пристальное внимание привлекли со сто­роны дзюдзюцуистов. Начал разгораться костер скандала. «Какая дер­зость! – говорили дзюдзюцуисты. – Этот Кано прозанимался дзюдзюцу всего пять лет и уже осме­ливается называть свою школу «дзюдо»! Уж, не знаем, каков уровень этого неспелого «универси­тетского дзюдо», но надо все-таки испытать его»[7].

Такая реакция дзюдзюцуистов совсем неудивительна. Ведь, действительно, Кано прозанимался к тому времени дзюдзюцу всего пять лет, да к тому жепараллельно с обучением в университете, которое, разумеется, отнимало много времени. Ни у кого в голове не укладывалось, как за столь короткое время этот выскочка смог овладеть весьма сложной техникой, произвести реформу дзюдзю­цу и получить право именоваться наставником. Во всем этом дзюд-зюцуистам чудилась даже не авантюра молодого чудака, а самый что ни на есть серьезный заговор против дзюдзюцу, которое в то время, как и другие виды боевых искусств, переживало трудные времена.

Особенно ополчилась против Кано школа Тоцука ёсин-рю (или Тоцука-ха ёсин-рю),

обосновавшаяся в префектуре Тиба. Ее представители были настроены в отношении основателя новой системы весьма резко: «Вот еще «великий учитель» нашелся Кано Дзигоро! Выучил пару-тройку приемов и теперь выступает против дзюдзюцу и продвигает свое «дзюдо»... Вот хвастун!» Возглавлял их Тоцука Хикосукэ Хидэтоси[8], бывший преподаватель дзюдзюцу военно-учебного заве­дения сёгуната Кобусё, блиставший в конце правления Токугава (1603-1867). Его ученики до Реставрации Мэйдзи (1867) считались сильнейшими во всей Японии. Да и после нее в школе То­цуки сохранялись первоклассные мастера борьбы. «Десять богатырей» ТоцукиФудзии Юхэй, Катаяма Ядзиро[9], Имада Масаёси, Касивадзаки Матасиро, Судзуки Магохатиро, Каная Мотоакира, Тэрудзима Таро, Ямамото Кинсаку, Отакэ Мориёси[10] и Уэно Косай (Ясокити)[11]были известны во всем регионе Канто. Да и сам Тоцука Хикосукэ, как и его сын и преемник Тоцука Хидэми, был еще очень силен.

У дзюдзюцуистов было немало причин для зависти к Кано и ненависти к нему. Он был еще очень молод, но уже успел сделать замечательную карьеру: только что закончил университет, а уже по­лучил назначение на преподавательскую должность, и не куда-нибудь, а в высшую аристократиче­скую школу Гакусюин, открыл частную школу-пансионат, где воспитывались дети из аристократи­ческих семей, что обеспечивало высокую протекцию. К тому же представители старых школ опа­сались, что представители дзюдо попытаются отнять у них столь важные «хлебные» должности инсрукторов дзюдзюцу в Главном полицейском управлении. Им было невдомек, что Кано был не столь мелочен, и что он ставил перед собой гораздо более высокие цели.

 А между тем, Кано Дзигоро думал так: «Ныне японское искусство борьбы и самозащиты умирает из-за того, что многочисленные школы дзюдзюцу и их ответвления наглухо закрываются друг от друга. Если не объединить воедино все школы дзюдзюцу, это искусство обречено на гибель». Проанализировав события тех дней с точки зрения их последствий, мы увидим, что наставник Кано действительно нашел способ реанимации японских будзюцу, находившихся на грани смерти, и вдохнул в них новую жизнь, что он вовсе не стремился погрязнуть в борьбе со старыми школами дзюдзюцу, но в то же время был готов заставить своих противни ков отступить, поскольку иначе успеха было не достичь.

Эпицентром противостояния дзюдо и дзюдзюцу стали турниры боевых искусств, которые

проводило Главное полицейское управление (кэйситё). На них свою состоятельность ученикам Кано пришлось доказывать в поединках со старыми мастерами дзюдзюцуинструкторами поли­ции и учениками престарелого Тоцуки Хикосукэ.

Организация турниров будзюцу главным полицейским управле­нием связана с именем первого Главного инспектора полиции Осэко Садакиё. Первый из них состоялся уже в мае 1884 г. На нем прошли соревнования с участием представителей старинных школ кэндзю-цу и дзюдзюцу, дзю­доисты в турнире, видимо, не участвовали.

Сменивший 20 декабря 1884 г. Осэко на должности главного инспектора полиции Мисима Мити­цунэ (Цуё), бывший сацумский самурай, за свою вспыльчивость прозванный «демоном», немед­ля после своего вступления в права заявил о своем намерении и впредь проводить турниры по буд­зюцу. В своей речи он сказал: «Мы не должны ограничиваться только теми специалистами по гэк-кэн (так до 1899 г. называлось кэндо) и дзюдзюцу, которые служат в Главном полицейском управ­лении, мы должны бросить клич на всю страну, не ограничиваясь какой-то одной школой, собрать мастеров на турнир, выявить лучших специалистов по технике и постепенно принять их на службу в Главное полицейское управ­ление». Эти слова, как рассказывают, были встречены бурными ру­коплесканиями.

И уже в мае 1885 г. состоялся следующий турнир, приглашение участвовать в котором получил и Кодокан. Именно на нем, видимо, произошел знаменитый поединок Сайго Сиро и Тэрудзимы Таро[12]. В общей сложности на том турнире состоялось 9 схваток, в которых ученики Кано противо­стояли борцам из Тоцука-ха Ёсин-рю. В 8-ми из них победили представители Кодокана, а в 9-й была объявлена ничья. Это был триумф новой школы.

Во время турнира Сайго было всего 20 лет, в то время как его противник, Тэрудзима, был муж­чиной 27 лет в самом расцвете сил. Он считался сильнейшим борцом в школе мастера Тоцука, имел большой по тем временам рост – 171 см – и вес 83 кг. Сайго же, как мы помним, был ростом 153 см и весил около 53 кг. В то время как у полицейских устроителей турнира поединок между Сайго и Тэрудзимой, приглашенными со стороны лишь для поощрения публики к занятиям бое­выми искусствами, вызывал простое любо­пытство, чья возьметКодокана или Ёсин-рю, и Сайго и Тэрудзима поставили тогда на чашу весов сами славные имена своих школ, и схватка между ними носила принципиальный характер. Ни тот, ни другой не имел права на поражение.

На стороне Сайгопревосходство в скорости, ловкости, пре­красное владение бросками, умение применять самые разные комбинации приемов. На стороне Тэрудзимыпревосходство в весе, физическая сила. Сайго великолепно владеет яма-араси («горный вихрь», об этом броске мы по­говорим отдельно) и о-ути-гари (зацеп изнутри), а в арсенале Тэрудзимымощные ути-мата (под­хват изнут­ри), хараи-госи (подхват под две ноги) и осото-гари (отхват). Оба борются в левой стойке. Так что возьмет верх: техника или сила?

Тэрудзима вытянул вперед левую руку, захватил заднюю часть отворота куртки дзюдоиста и сильно рванул его на себя. Сайго, не противясь этому действию, взял захват левой рукой низкоза боковую часть отворота, а правой отпустил захват вообще. Когда Тэрудзима толкал его, он от­ступал, когда тянулподшагивал на нужное расстояние.

Постепенно Тэрудзима начал «закипать». Крепко схватив левой рукой правое запястье Сайго, он вскинул свою правую ногу в попытке провести свой коронный о-сото-гари. Но Сайго вырвал руку. Преследуя дзюдоиста, Тэрудзима попытался провести под­хват изнутри, но Сайго ловко уклонился от его атаки, и нога борца из Ёсин-рю лишь рассекла воздух.

Тэрудзима с красным, как у демона, лицом атакует комбинаци­ей хараи-госи и ути-мата, но все тщетно. Проходит восемь минут, десять... Сайго стоит, как ива на ветру. Но вот Тэрудзима ловко подбрасывает его в воздух! Все! Конец борьбе! Но что это?! Сайго переворачивается в воздухе и приземляется на ноги! Ничего еще не кончено! Не зря дзюдоист столько времени потратил на на­блю­дения за тем, как приземляется на лапы кошка, подброшенная в воздух, и на отработку анало­гичной техники приземления. Он достиг в этом поразительных успехов: даже при броске с высоты всего в один метр Сайго всегда приземляется на ноги и на руки, и никогдана спину. Не зря его прозвали «нэко»«кошка».

Напряжение схватки усиливается. Весь зал следит за ней молча, затаив дыхание, и слышно лишь прерывистое хрипение задыхающегося Тэрудзимы. «Дьявол» Мисима навалился на стол и впился глазами в борцов. Все ждут развязки этого принципиаль­ного поединка.

Но вот Сайго захватывает обеими руками отвороты куртки Тэрудзимы. О-ути-гари! Но Тэрудзима переступает атакуемой ногой через атакующую ногу Сайго, уходит от атаки и восстанавливает по­зицию. Он сам отталкивает Сайго и атакует мощнейшим о-сото-гари. Но дзюдоист быстро убирает ногу, и правая нога Тэрудзимы рассекает воздух.

В таких яростных атаках, защитах и контратаках прошло уже пятнадцать минут. Тэрудзима своей огромной ладонью смахивает с лица струящийся ручьями пот и высоко поднимает вверх руки: «Ну, подходи!» С этими словами он бросается в атаку, стремясь взять захват.

По лицу Сайго струится тоненькая струйка пота, оно белым-бело, и лишь на щеках виден легкий румянец. Он по-прежнему хладнокровенсамо спокойствие. Видно, не был готов к такому пово­роту событий Тэрудзима, без подготовки бросившийся за захватом. Сайго молниеносно сблизился с ним, левой рукой, вывернутой ребром ладони вверх, засунув большой палец внутрь,

захватил боковую часть левого отворота противника, а правой – его левый рукав снаружи. Мощ­ным рывком вывел противника из равновесия вперед и с криком «То!» провел блестящий яма-араси. Здоровенный Тэрудзима подлетел в воздух, перевернулся и рухнул на татами. Чистая по­беда дзюдоиста![13]

При виде этого возглавлявший на этом турнире делегацию Тоцука-ха Ёсин-рю Тоцука Хидэми (совсем незадолго до соревно­ваний, 15 апреля, в возрасте 74 лет Тоцука Хикосукэ скончался) с уважением обратился к Кано: «У вас, Кано-сан, действительно великолепный ученик...»

 

Сайго Сиро покидает Кодокан

Во второй половине 1880-х годов Сайго Сиро – бесспорный лидер борцов­ской команды Кодокана. И неудивительно, что, когда в 1888 г. встал вопрос о заместителе Кано Дзигоро на время его полуторагодовой поездки в Европу для изучения постановки там образования, его выбор пал на молодого Сайго Сиро, хотя были в Кодокане ученики и постарше еще очень молодого парня из Ниигаты.

Сайго выполнял свои обязанности директора Кодокана прак­тически все время отсутствия наставника Кано в Японии, но за какой-нибудь месяц до его возвращения на родину вдруг... «сбе­жал» из Кодокана. Что же могло слу­читься такого, что заставило бы его совершить такой поступок? Увы, здесь многое неясно.

Официальные кодокановские источники на этот счет отмал­чиваются. Так, согласно биографии основателя Кодокана «Кано Дзигоро», изданной Кодока­ном, прибыв 16 января 1890 г. в Иокогаму, Кано «узнал об ослаблении дисциплины в Кодокане и в школе Кано-дзюку и исключил Сайго».

Туманно и несколько двусмысленно высказывается о Сайго Сиро и Томита Цунэдзиро: «Сайго-кун в период Сражающихся кня­жеств в истории Кодокана, когда решалась сама его судьба, был сильнейшим борцом и продемонстрировал поразительный огнен­ный боевой дух. Поэтому его имя в то время в дзюдоистских кругах гремело, словно имя какого-нибудь демона. В период Масаго-тё[14] даже детишки, игравшие на обочинах дорог, без конца ссори­лись друг с другом, добиваясь права играть роль «Сайго Сиро из Кодокана». Однако период его высшего расцвета продолжался всего лишь каких-нибудь три с половиной или четыре года. Хотя он был очень маленького роста, характер у Сайго был горячий, он всегда был готов броситься в бой по принципу либо пан, либо пропал, и его коронный прием яма-араси – «горный вихрь» – словно отражал его горячий нрав. Сайго обладал характером смелым и притом прямолинейным и воинственным, и очень жаль, что не прошло и полутора лет с момента отъезда сэнсэя Кано за границу, как он опустился. Когда я снова встретился с ним по прошествии более десяти лет, он страдал алкоголизмом и выглядел чрезвычайно слабым. Сайго провел в Кодокане восемь полных лет – с 1882 по 1890 г., первые че­тыре года он сам учил­ся дзюдо. А следующие четыре года активно выступал, именно тогда в пол­ной мере раскрылся его характер. Если отбросить эти четыре года, то я до сих пор не знаю, чего было больше у Сайгозаслуг или провинностей».

Что означает «ослабление дисциплины», о котором упоми­нается в официальной биографии Кано? Какие же такие «про­винности» имеет в виду Томита? Любопытные сведения на этот счет японскому журналисту Кудо Райсукэ предоставил Ямадзаки Сётаро, ученик школы Кано-дзюку пе­риода Уэ нибан-тё[15].

Ямадзаки рассказывал: «Сайго-сан, которому сэнсэй Кано поручил заведовать Кодоканом во время своего отсутствия, был еще очень молод – всего 22 года. И, похоже, он проникся опреде­ленным самодовольством в отношении своего, бесспорно, талан­тливого дзюдо. Кроме того, среди учеников Кано-дзюку (включая и тех, что занимались в Кодокане) тогда было немало горячих пар­ней, которые вели себя по пословице «когда кота нет, мышам раздолье». Они спелись с местными компаниями, которые ходили тренироваться в Кодокан, стали носить куртки с пятью гербами в виде круга с иероглифом «единица» – горизонтальной чертой – внутри и именоваться «Бантёрэн» – «Группа охраны квартала» – и расхаживали в районе от Кудан до Канды гордо, словно короли. В то время куртки с гербами были очень популярны среди студен­тов. В гербе «Группы охраны квар­тала» единица означала железо, а круг – вату, в которую оно завернуто, в духовном смысле этот герб был символом внешней мягкости и внутренней твердости. Ну, дрались они, конечно, немало. Я слышал, будто тогда в окрес­тностях Кудан не осталось ни одной собаки, ни единой курицывсех они пожрали... И вот Сайго-сан, зная, что через месяц дол­жен вернуться на родину сэнсэй Кано, под покровом ночи в один прекрасный день сбежал из столицы».

В сущности, этот рассказ дополняет и версия бегства Сайго из столицы, которую поведал в своей книге «Отакэ Мориёси», посвя­щенной известному мастеру дзюдзюцу тех дней, некий Су­гиура. В его работе мы находим не только абстрактные, лишенные всякой конкретики сообщения о хулиганском поведении Сайго, бросав­шем тень на Кодокан, но и обстоятельный рассказ об одном эпи­зоде из разгульной жизни молодого борца, который, возможно, послужил непосредственным поводом для его бегства из Токио. К сожалению, книга Сугиуры изобилует неточностями и грубыми ошибками[16], поэтому и к этой истории приходится относиться очень осторожно, хотя некоторые авторы уже и пересказали ее как чистую правду.

Итак, Сугиура пишет: «Сайго Сиро, который считается моде­лью для Сугаты Сансиро, помимо того, что был заместителем Кано в Кодокане, находившемся в монастыре Эйсё-дзи в квартале

Ситая, во время его отсутствия, два или три раза в неделю ходил проводить занятия в универси­тете Тодай[17] и на обратном пути практически всегда заворачивал в балаганы в районе Асакуса Окуяма. Там он выпивал с борцами дзюдзюцу Отакэ Мориёси (Тоцука-ха Ёсин-рю), Итикава Дай­хати (Тэндзин синъё-рю), Окуда Сёгоро (Кито-рю) и вместе с ними устраивал матчи с желающими бороться из публики (подобные тем, что практиковались в дзюд­зюцу, сумо, искусстве боя копьем, алебардой, в бодзюцу, гэккэн и прочих боевых искусствах)[18].От наставника Кано Дзигоро это, разуме­ется, держали в секрете».

Далее Сугиура рассказывает, что однажды в балаган Отакэ и его приятелей поглазеть на их шоу заглянула компания из семи или восемь борцов сумо. И когда дзюдзюцуисты, как обычно, пригла­сили гостей бороться, один из сумоистов вызвался на схватку. Это был рикиси, выступавший под псевдонимом «Арауми» – «Бушующее море». Ростом он был в 195 см и весил около 143 кг. Это был сильный борец и настоящий силач: до того, как Арауми стал профессиональным сумоистом, он работал землекопом и ежедневно вырывал из земли на склонах гор здоровенные валуны весом под две сотни килограммов.

Этот Арауми, благодаря своей неимоверной медвежьей силище, легко разложил Отакэ и Ити­каву. Поражение дзюдзюцу было бес­спорным. И тут со своего места поднялся Сайго, который на­блюдал за всем со стороны, заливая в себя сакэ чайными чашечками.

- Хорошо! Хорошо! Сейчас я «сделаю» этого медведя!

Растолкав взбешенных дзюдзюцуистов, Сайго вскочил на помост и сцепился с Арауми. Однако его противник мало того, что был настоящий здоровяк, но к тому же еще и голыйв одной набед­ренной повязке. И Сайго пришлось немало попотеть, прежде чем ему удалось, улучив момент, провести великолепный хараи-цури-коми (вероятно, имеется в виду сасаэ-цури-коми-аси - пере­дняя подсечка под выставленную ногуА.Г.).

- Победа! – закричали дзюдзюцуисты.

И тут началось. Известный задира и драчун Арауми, разо­зленный болезненным падением, вдруг вцепился зубами в голень Сайго. Взбешенный Сайго в ответ ударил обидчика левым кулаком в солнечное сплетение. Сумоист от боли согнулся вдвое и потерял сознание. Но тут на помощь ему бросились товарищи. Началась свалка: четыре борца дзюдзюцу против семерых рикиси.

На крики перепуганных зрителей к месту побоища примчался небольшой отряд полицейских. Они попытались растащить деру­щихся, размахивая длинными палками и выкрикивая: «Именем закона! Именем закона!» Однако драчуны разошлись не на шутку и вскоре стали теснить полицей­скихвсе же служителям закона про­тивостояли мастера дзюд­зюцу и силачи-рикиси. Рассвире­певший Отакэ, прижатый полицейскими к берегу реки Сумида, воспользовался фирмен­ными приемами «Тэндзин ёсин-рю»[19] и одного за другим отправил служи­телей порядка искупаться в реке.

На этот инцидент обратило внимание даже Главное полицейское управление, началось рас­сле­дование. Поскольку к этому делу оказался причастен Сайго, Хонда Масудзиро и Иванами Сидзуя, которым Кано вверил свою школу Кано-дзюку, все извелись и через Ёкояму Сакудзиро, который работал инструктором борьбы в Главном полицейском управлении, обратились к главному инспек­тору полиции Мисиме Митицунэ с просьбой замолвить за Кодокан словечко и в конце концов смогли замять это дело.

Сугиура утверждает, что за участие в этой драке Сайго был исключен из Кодокана и уехал на Кюсю, где вскоре умер в воз­расте всего 26 или 27 лет. Однако в действительности Сайго Сиро был исключен лишь после того, как уехал из Токио, по возвращении Кано из поездки, и не умер в «26 или 27 лет».

На фоне всех этих ошибок трудно принять со стопроцентной уверенностью и рассказ о драке с сумоистами, но, очевидно, Сайго совершил что-то такое, что явно могло бросить тень на Кодокан, и после чего он не мог уже спокойно посмотреть в глаза своему учи­телю, которого, видимо, очень уважал. Стыд, вероятно, и заставил его уехать из Токио. Впрочем, есть и иная точка зрения, о ко­торой чуть позже.

 

Сайго Сиро в Нагасаки

О следующем периоде жизни Сайгос 1890 по 1922-й год (год кончины) – известно очень мало. Мы знаем, что из Токио он переехал в Нагасаки, где познакомился с редактором газеты «Хи-но дэ» Судзуки Тэнган и стал его за­мести­телем. Судзуки был связан с националистическими обществами, веро­ятно, с «Гэнъёся» («Общество темного океана»), пропо­ведовавшими подчи­нение Японии Кореи и Китая. Известно, что он был учас­тником отряда «Тэнъюкё»[20], который орудовал в Корее в период восстания тонхаков и Японо-китайской войны, и, вероятно, участвовал в разведывательно-дивер­сионных операциях. Некоторые утверждают, что и Сайго, очень интересовав­шийся политикой Японии на материке, тоже участ­вовал в этих событиях, а также в Русско-японской войне. Но его имени нет ни в списке участников «Тэнъюкё», ни в списках учас­тников маньчжурских событий Русско-японской войны. Так что достоверных данных об участии Сайго в тайных операциях японцев на континенте нет.

Сэнсэй Такэда Асадзиро, 7-й дан дзюдо, установил, что в последние годы своей жизни Сайго Сиро страдал воспалением седалищного нерва и язвой желудка (причиной которой явились зло­употребления алкоголем) и находился в Нагасаки на попечении семьи Накагава – родной семьи его жены Тикако (умерла в возрасте 92 лет в 1962 г.). Родственник Накагава Хамагути Касиро слу­жил в доках в Мукаидзима – пригороде г. Ономити. Он посоветовал Сайго переехать в Ономити, где было теплее, чем в Нагасаки, жизнь дешевле, а пейзаж лучше. И в начале 1920 г. Сайго вме­сте с женой перебрался туда и поселился вместе с Хамагути при храме Кисёбо, который принад­лежал монастырю Дзёдо-дзи (находится в кварта­ле Кубо в г. Ономити).

Место это действительно было очень красивое – словно на рекламной открытке: от храма от­крывался вид на Внутреннее Японское море, по которому взад и вперед сновали корабли,

прямо впереди на острове Мукаидзима виднелась гора Такамияма, на западе была видна гора Сэнкодзи – одно из самых знаменитых мест цветения вишни сакура. И, как рассказывают, Сайго очень любил любоваться пейзажем по вечерам, наблюдая, как по мере захода солнца меняется цвет гор и лесов.

В Ономити Сайго лечился, а еще собирал во дворе монастыря Дзёдо-дзи окрестных ребятишек и устраивал для них состязания в сумо, играл с ними, показывал приемы дзюдо. Однако болезни его только обострялись, и на третий год после переезда в Ономити, в 8 часов утра 23 декабря 1922 г. он скончался в присутствии супруги Тикако и приемного сына Такаюки[21], специально приехавшего из Токио, 57 лет от роду.

Останки Сайго Сиро были захоронены в фамильной могиле семьи Накагава на кладбище в мо­настыре Дайко-дзи на родине у его супруги в Нагасаки в квартале Имакаго-тё.

Когда Кано Дзигоро узнал о кончине Сайго, он отправил его родственникам свидетельство о при­своении ему 6-го дана, кото­рое для своего любимого ученика написал самолично, чего никогда обычно не делал. В этом свидетельстве говорилось:

«Сайго Сиро, 5-й дан, в период создания дзюдо оказывал мне большую помощь, занимался ис­следованиями и постиг глубины техники бросков. Среди нескольких десятков тысяч моих учени­ков до сих пор не было ни одного, кто превзошел бы Сайго в его коронных приемах. Узнав, что им, к несчастью, овладела болезнь, и он отошел в иной мир, я не могу вынести горечи его кончины и в память о его заслугах присваиваю ему 6-й дан.

Наставник Кано Дзигоро».

Наконец, 7 октября 1951 г. инициативная группа во главе с Такэдой Асадзиро установила в мо­настыре Дзёдо-дзи памятник в честь Сайго Сиро. Эпитафию для него начертал тогдашний дирек­тор Кодокана, сын его основателя Кано Рисэй.

 

Дайто-рю от Сайго Сиро. Совсем другая история...

Итак, мы познакомились с биографией Сайго Сиро, как она видится из публикаций историков дзюдо. Но это не единственная версия его личной истории...

В середине 1960-х годов в городе Нагасаки начало свою деятельность Общество овладения ки по школе Дайто-рю (Дайто-рю Сюкикай) во главе с наставником Согава Кадзуо, который открыл преподавание знаменитой школы Дайто-рю айкидзюцу, послужившей основой айкидо, по ветви... Сайго Сиро.

Как утверждает Согава, свои знания он получил от некоего Ямаситы Ёси­хидэ, который в свою очередь, изучал Дайто-рю непосредственно у Сайго Сиро. Но откуда сам Сайго мог получить знания по этой удивительной школе, история которой ныне вызы­вает самые бурные споры среди специа­листов: в то время как пос­ледователи школы настаивают на ее древнейших корнях, историки дзюдзюцу убеждены, что это «новодел» Такэды Сокаку?

Такэда Сокаку утверждал, что получил знания некогда секрет­ной системы рукопашного боя дома Такэда о-сики-ути от Сайго Таномо – того самого Сайго Таномо, который усыновил Сиду Сиро и дал ему свою фамилию. Как утверждает Согава, первым, кого ста­рый Таномо познакомил со своей тайной, был именно Сайго Сиро, а уж потом секретная школа была передана Сокаку. Правда, с этой передачей знаний есть много неясного.

Во-первых, разные авторы дают разные даты усыновления Сиро Сайго Таномо: в 9 лет – в 1876 г., в 15 – в 1882 г. и в 19 – в 1886 г. Наиболее достоверной представляется вторая датировка, ко­торую мы находим в достаточно надежных источниках (Кудо Райсукэ, Обата Тосисиро). Последняя датировка (версия Сайго-ха Дайто-рю) выглядит наименее вероятной, потому что она соседствует с утверж­дением, будто Сайго поступил в Кодокан в 17 лет, что совершенно не соответствует ис­тине. Не вызывает доверия и первая датировка (Тарас А.Е.), поскольку она дает основания пред­положить, что уже в то время Сайго Таномо начал передавать Сиро знания айки-дзюцу. Но в связи с последующим его поступлением в додзё Иноуэ Кэйтаро и переходом в Кодокан, возглавляемый Кано Дзигоро, имевшим не больший стаж занятий, чем сам Сиро, и заведомо не допущенным к изучению «секретной могучей школы», это кажется невероятным.

Во-вторых, доподлинно известно, что уже в 1881 г., в 14 лет, Сиро переехал в Токио и на родине бывал только наездами (во время одного из них была сделана фотография Сиро с Сайго Таномо), во время которых вряд ли имел возможность познать всю сложную науку о-сики-ути. С другой сто­роны, последователи Сайго-ха Дайто-рю утверждают, что Сиро владел не только раз­новидностью дзюдзюцу дома Такэда, но и фехтованием копьем, палкой, техникой иайдзюцу и даже самурайским плаванием. Очевидно, что для изучения всех этих дисциплин требовались годы, и неудивительно, что сэнсэй Согава и его ученики высказывают предположение, что овладевать боевым искусством дома Такэда Сиро начал еще в Айдзу в детском возрасте. Однако каких-либо доказательств этого они не приводят. Очевидно лишь, пожалуй, то, что Дайто-рю вряд ли было причастно к победам Сайго Сиро на татами, как то утверждают авторы ряда опусов по «истории» айкидзюцу и айкидо.

Оставление Кодокана Сайго Сиро последователи Сайго-ха Дайто-рю связывают с его решением посвятить себя политике. Утверждают, что, покидая Кодокан, он якобы оставил сочинение под на­званием «Тоё сёкоку итти сэйсаку рон» – «Размышления о мерах по объединению стран Дальнего Востока». Из него сле­дует, что Сиро был активным сторонником идей Таруи Фудзиёси, автора «Трактата о слиянии государств Великого Востока» («Дайто гаппо рон»), откуда он, видимо, и по­заимствовал название для своей школы боевого искусства: «Дайто-рю» – «Школа Великого

Востока». Это название он якобы присвоил ей в 1897 г. по случаю осно­вания Общества воин­ской доблести Великой Японии – Дай Ниппон бутоку кай.

При этом Сиро якобы трансформиро­вал идею Сайго Таномо возродить славу кня­жества Айдзу в идею возрождения Востока, угнетаемого европей­ским империализмом, и объединения его под крылом Японии в соот­ветствии с так называ­емой концепцией «объ­единения Великой Азии в еди­ную сферу сопроцветания[22]».

По словам Согавы, после переезда в Нагасаки Сайго активно включился в политическую дея­тельность (видимо, связанную с тайной деятельностью националистических организаций), неодно­кратно выезжал в Корею и на Тайвань. В этот период он познакомился с Ямаситой Ёсихидэ, кото­рый стоял на тех же поли­тических позициях и тоже участвовал в практической работе наци­онали­стических обществ, и передал этому выпускнику Токийского императорского университета, фило­логу и исследователю косинто – мистического направления в синто, свою школу Дайто-рю. Сам Сайго якобы до самого преклонного возраста, вопреки всем утверждениям исследователей дзюдо, оставался сильным борцом, способным справиться с пятью противниками сразу.

Согава начал учиться у Ямаситы, по его собственному утверж­дению, уже с трех лет и, похоже, был единственным его учеником. Долгое время вопрос о названии того, чем они занимались, не всплывал, а когда всплыл, сэнсэй Ямасита Ёсихидэ заявил ему: «Наша школа называется "Дайто-рю"»!

Увы! Каких-либо документов, которые могли бы подтвердить все эти утверждения представите­лей Сайго-ха Дайто-рю, видеть мне не приходилось. Так что остается только гадать, где же правда. На сем я, как говорят японцы, «покладаю кисть». Дабы в следу­ющий раз вернуться к теме Сайго Сиро и обсудить его коронный прием яма-араси.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обата Тосисиро. Айки-дзюцу самураев// Маленькая энциклопедия айкидо. М., 1994, с. 5-149.

Тарас А. Е. Боевые искусства. Энциклопедический справочник. Мн., 1996.

Стивене Дж. Три мастера будо. Киев, 1997.

Дзюдо кодза (Лекции по дзюдо). Токио, т. 1-5, 1954-1955.

Кудо Райсукэ. Хироку Нихон дзюдо (Тайные записки о японском дзюдо). Токио, 1975.

Маруяма Сандзо. Сэкай дзюдо си (Всемирная история дзюдо). Токио, 1967.

Ямада Минору. Явара. Сирарэдзару Нихон дзю-дзюцу-но сэкай (Явара. Неизвестный мир япон­ского дзю-дзюцу). Токио, 1997.



[1] «Гений дзюдо» был первой работой Куросавы. Но уже в ней в полной мере проявился его замечательный талант, устремление к гуманизму, фило­софичность. Однако, не умаляя заслуг кинорежиссера, не следует забывать о том, что это экранизация повести Томиты Цунэо, которому фильм в не­малой степени обязан своим неповторимым духовным колоритом и философской наполненностью.

[2] Сегодня, вероятно, найдется немного поклонников японских боевых искусств, которые хотя бы раз не посмотрели «Гения дзюдо» (в оригинале он называется по имени главного героя – «Сугата Сансиро»). Без преувеличения, на этом фильме выросло целое поколение последователей будо в России, кото­рые не смогли остаться равнодушными к тому прекрасному и благородному идеалу боевого искусства, созданному на киноэкране великим художником.

Однако японские специалисты, сравнивая влияние повести и художественного фильма Куросавы на восприятие будо японцами, пальму первенства отдают повести. И тому много причин. Во-первых, Куросава, вне всякого сомнения, следовал за мыслью Томиты, который собственно и создал роман­тичный и прекрасный образ Сугаты Сансиро. Во-вторых, он экранизировал лишь две части книги. Наконец, в-третьих, экранизация Куросавы является лишь одной из целого ряда экранизаций (в общей сложности «Сугата Сансиро» экранизировался десять раз!), хотя и первой, и, наверное, лучшей.

Совсем иная ситуация в России, где повесть Томиты Цунэо, которая, по справедливому признанию критиков, относится к золотому фонду художе­ственной литературы о будо, по-прежнему остается совершенно неизвестной.

[3] Самое забавное, что ту же самую тактику использовал профессиональный японский кэтчер Антонио Иноки в своем знаменитом поединке (шоу-поединке?) с великим боксером Мохаммедом Али приблизительно через 30 лет после выхода романа в свет! Похоже, Иноки готовился к этой схватке на материале романа Томиты! Сегодня подобные сцены, когда борец старается утащить «ударника» в партер, можно постоянно наблюдать на соревно­ваниях по вале-тудо, шутингу и другим вариантам боев без правил, где встречаются представители различных направлений единоборств. Остается только поражаться прозорливости Томиты Цунэо, который более пятидесяти лет назад всерьез размышлял о возможностях бойцов разных стилей в поединке друг с другом. Правда, согласно аннотации к роману редактора Сасакава Ёсихару, эта уловка Сугаты на самом деле была позаимствована Томитой у собственного отца – известного дзюдоиста Томиты Цунэдзиро, который якобы использовал подобную тактику в боях во время поездки в США в начале прошлого века...

[4] Санка - бродячее горное племя отверженных.

[5] Повесть «Сугата Сансиро» издавалась много раз различными издательствами. И ее успех у публики побудил Томиту Цунэо написать еще несколько произведений о полюбившемся читателям герое. В их числе – повесть «Мэйдзи букон» («Воинский дух эпохи Мэйдзи», 1944 г.; впоследствии переимено­вана в «Мэйдзи-но фусэцу» – «Ветры и снега Мэйдзи»), повествующая о событиях, предшествовавших поступлению Сугаты Сансиро в Кодокан. В нем главными героями являются Яно Сёгоро (Кано Дзигоро) и Тода Юдзиро (отец автора, Томита Цунэдзиро). В 1949 г. Томита создает повесть «Сёнэн Сугата Сансиро» («Детство Сугаты Сансиро»). А много позднее, в 1964 г., публикует повесть «Явара», которая рассказывает о времени, предшеству­ющем описанному в «Мэйдзи букон». В этом произведении главным героем является Яно Хироси, будущий Яно Сёгоро.

Перу Томиты Цунэо принадлежат также «Записки о Сугате Сансиро» («Сугата Сансиро-но тэте»), в которых автор рассказывает о реальных собы­тиях из истории становления Кодокана, послуживших основой его романа, и еще одна историческая работа: «Кодокан. Продолжение истории Сугаты Сансиро» («Кодокан. Сугата Сансиро ёва»). Кроме того, в журнале «Бэссацу "Рибэрару"» («Специальный выпуск журнала «Либерал»») за 1949 г. была опубликована «Неофициальная биография Сугаты Сансиро» («Сугата Сансиро гайдэн»).

Томита Цунэо написал еще ряд произведений, посвященных дзюдо: «Орёл Кодокана» («Кодокан-но васи»), «Роза Кодокана» («Кодокан-но сёби»), «Южный ветер» («Минамикадзэ»), «Весенний прилив» («Хару-но усио») и другие, но надо заметить, что во всех случаях в них предстает не реальное дзюдо Кодокан, а его литературный двойник.

[6] Сразу после окончания войны приемный сын Иноуэ Кэйтаро, обладатель 6-го дана дзюдо Иноуэ Нуитаро закрыл зал и уехал на Хоккайдо, где скончался.

[7] Более подробно о соперничестве Кодокана и старых школ дзюдзюцу см. в: Горбылёв А. Очерк истории дзюдо. «Смертельная битва с дзю-дзюцу» // сборник «Додзё», 7, с.5-14.

[8] В кодокановских документах он нередко ошибочно именуется «Тоцука Хикокуро».

[9] Катаяма служил помощником мастера Тоцука, когда тот преподавал дзюдзюцу в Кобусё.

[10] Отакэ был одним из самых известных мастеров борьбы своего времени, и о нем ходило множество легенд. Он жил в Токио в районе Нихомбаси в квартале Хама-мати на берегу реки Сумида и преподавал не только дзюдзюцу, но и самурайское плавание суйэйдзюцу, крупным мастером которого также был.

[11] Уэно также, помимо дзюдзюцу, был знатоком искусства плавания и держал додзё, в котором обучал обоим искусствам, вплоть до конца эпохи Мэйдзи (1911).

[12] Во многих публикациях об этом турнире кодокановцев, видимо, ошибочно утверждается, что команда дзюдо боролась с дзюдзюцуистами уже на первом турнире по боевым искусствам в 1884 г. Эту дату, в частности, называл Томи та Цунэдзиро, версия которого стала практически общепринятой в Кодокане (здесь надо сказать, что и в воспоминаниях самого Кано Дзигоро имеет место путаница в датах событий и именах главных инспекторов). Нога Дзансэй в своей книге «Сказания о прошлом и настоящем Кодокана» («Кодокан кокон моногатари») также указывает, что турнир, на котором боролись Сайго и Тэрудзима, состоялся «в мае 1884 г., когда распустилась новая листва», и что он проходил в «Главном полицейском управлении в Кадзибаси в районе Маруноути». По его словам, этот турнир был устроен по случаю открытия 7 октября 1884 г. в квартале Хонго Мукаигаока Яёй-тё святилища Яёй-ся, посвященного духам сотрудников полиции, погибших при исполнении служебных обязанностей. Однако все авторы при этом указывают, что борьба проходила в присутствии главного инспектора полиции Мисимы, а он, как мы уже знаем, вступил в свою должность только 20 декабря 1884 г. Турниры по будзюцу в храме Яёй-ся проходили ежегодно в период с 1884 по 1887 гг. Поэтому, видимо, схватка Сайго против Тэрудзимы состоялась не на первом, а на втором турнире, организованном Главным полицейским управлением в мае 1885 г.

Далее, имеется целый ряд свидетельств, что на первом своем турнире Сайго Сиро боролся не с Тэрудзимой Тара (с ним боролся Ямасита Ёсиаки), а с Коти Энтаро. Далее мы излагаем версию событий японского спортивного журналиста и специалиста по истории дзюдо Кудо Райсукэ, который со слов целого ряда известных дзюдоистов описал схватку «Саго против Тэрудзимы», которая, возможно, состоялась не на первом, а на каком-то другом турнире с участием Кодокана. Описание борьбы Сайго с Коти Энтаро см. в: Горбылёв А. Очерк истории дзюдо. «Смертельная битва с дзю-дзюцу» // сборник «Додзё», 7, с. 12-13.

[13] Томита Цунэо в «Записной книжке по «Сугате Сансиро»» писал: «Тэрудзима не вставал. Его лицо стало мертвенно-бледным. Он получил тяжелое сотрясение мозга и на время лишился чувств». Но, думается, здесь мы имеем дело с писательским преувеличением. Вряд ли мастер дзюдзюцу не владел техникой самостраховки и так сильно ударился при падении, что даже отключился.

[14] Также период Фудзими-тё - с марта 1886 по март 1889 гг., историю Кодокана принято делить на периоды, называемые по токийским кварталам, в которых в то время находилась штаб-квартира дзюдо.

[15] Период с сентября 1883 по февраль 1886 г.

[16] Например, в главе «Накамура Саданака» Сугиура утверждает, что моделью для мастера школы Рёи синто-рю Накамуры Хансукэ, который в повести Томиты Цунэо «Сугата Сансиро» терпит поражение от Сансиро, послужил мастер школы Тоцука-ха Ёсин-рю Отакэ Мориёси, который родился в семье самурай-тайсё («самурайского генерала» - высокое военное звание эпохи сёгуната) княжества Кикума, что находилось на территории префек­туры Тиба, и уже в период Ьакумацу прославился как прекрасный мастер борьбы. Однако Накамура Хансукэ - реальный персонаж, и у Томиты не было никакой нужды заменять имя Отакэ Мориёси на вымышленное. Кроме того, если иметь в виду, что Отакэ Мориёси умер в Тиба в 1930 г. в возрасте 78 лет, то родиться он должен был в 1852 г., и в последний год периода Бакумацу - 1867-й - ему было всего 15 лет, так что вряд ли он уже тогда мог быть крупным мастером дзюдзюцу.

[17] Сообщение Сугиуры о том, что Сайго ходил проводить тренировки в университет Тодай из монастыря Эйсё-дзи, ошибочно. В университете Тодай додзё японской борьбы появилось около 1884 г. Оно получило название «Хобункан» - «Дворец дополнения к гражданским наукам» и размещалось в районе Хонго Икидзака. Это было совсем небольшое додзё, которое построила на свои средства группа студентов, желавших заниматься борьбой. В 1886 г. они построили новое додзё. Оно разместилось на территории университета около Пруда Сансиро за воротами Сэкимон неподалеку от того места, где сейчас находится додзё «Сититокудо». Там шли занятия по кэндо и дзюдо. Наставником дзюдзюцу был приглашен уже знакомый нам Иноуэ Кэйтаро. А через три месяца его сменил на посту наставника Сайго Сиро, его бывший ученик. Поскольку тренировать студентов из Тодай Сайго начал только в 1886 г., он не мог ходить в Тодай из монастыря Эйсё-дзи, поскольку в то время Кодокан уже размещался в усадьбе Синагавы Сёдзиро, которая находилась в районе Кудан.

[18] Это сообщение Сугиуры представляет очень большой интерес, потому что оно показывает нам изменение в отношениях между представите­лями дзюдо и дзюдзюцу, которое произошло после того, как страсти, связанные с появлением дзюдо, несколько поутихли, а Кодокан прочно закрепился на авансцене японской борьбы. Известно, что еще в 1887 г. упомянутые здесь Отакэ, Итикава, Окуда и еще несколько борцов из старых школ дзюдзюцу посетили Кодокан с целью погрома - додзё-ябури. В это время Кано не было на месте, в додзё находились Сайго и Томита. Окуда попросил разрешения «посмотреть на тренировку», что на дзюдзюцуистском слэнге того времени означало вызов на поединок. Его принял Сайго. В схватке он продемонс­трировал свое полное преимущество, не раз бросив Окуду на татами. Но тут в додзё вернулся Кано, который прекратил схватки, и Отакэ и Итикаве пришлось убраться ни с чем. Но к 1889-му году, о котором идет речь, когда Кодокан уже показал свое подавляющее превосходство, в его отношениях со старыми школами дзюдзюцу, видимо, установилось перемирие. И именно поэтому Сайго Сиро мог вот так, по-дружески, выпивать со своими бывшими противниками Окудой и Отакэ. Интересно, что и в повести Томиты также показано примирение Сугаты и его заклятого врага Хигаки.

[19] У Сугиуры ошибка, на самом деле просто Ёсин-рю.

[20] В 1893 г. в Корее вспыхнуло восстание тонхаков. Тонхаки были приверженцами религиозной секты Тонхак (букв, «восточное учение»), обра­зовавшейся в южных провинциях Кореи в 1835 г. Тонхак возникло как реакция на широкое распространение в Корее сохак («западного учения», т. е. католицизма) и представляло собой причудливую смесь народных магических ритуалов, связанных, в основном, с целительством. В течение нескольких десятилетий секта не проявляла заметной политической активности, но в 1893 г. ее приверженцы подали корейскому королю петицию о реабили­тации казненного еще в 1864 г. основателя секты. Петиция была отвергнута, последовали беспорядки, переросшие затем в восстание, в которое оказались вовлечены не только сами тонхаки, но и значительные массы не принадлежавших к секте крестьян, возмущенных произволом и коррумпи­рованностью местной корейской администрации. С самого начала восстание тонхаков имело антииностранную (антияпонскую и антизападную) направленность. Японцы постарались использовать его для максимальной дестабилизации ситуации в Корее, создания условий для японской военной интервенции и установления контроля над страной. Лидеры тайных обществ, в частности Утида Рёхэй, собрали группу добровольцев, получившую название «Тэнъюкё». Тэнъюкё установила контакт с лидерами тонхаков и начала воевать на их стороне в качестве диверсионного отряда. То затухая, то разрастаясь, восстание тонхаков продолжалось около года. Корейские войска, посланные для подавления движения, не смогли разгромить их отря­ды и стали терпеть поражения. 23 мая 1894 г. корейский командующий признал свою неспособность подавить восстание и направил правительству депешу «с нижайшей просьбой» прибегнуть к помощи иностранных войск. После недолгих колебаний правительство Кореи 31 мая обратилось за помо­щью к Китаю. Поскольку Китай имел с Японией договор, согласно которому он не мог в одностороннем порядке ввести войска на Корейский полуостров, 3 июня китайский генеральный резидент в Корее Юань Шикай встретился с японским поверенным в делах Сугимура Фукаси и подробно проинформиро­вал его о намерении временно ввести китайские войска в Корею. На основании 3-часовой беседы с Сугимура у Юань Шикая возникла уверенность, что Япония не намерена активно вмешиваться в корейские дела, о чем он и сообщил своему непосредственному начальнику, сановнику по делам Севера Ли Хун-чжану. И уже 8 июня 1894 г. в порт Асан прибыли 2,5 тыс. китайских солдат. Но еще до того, как закончилась высадка китайского контингента, 10 июня в район Инчхон-Сеул неожиданно начали прибывать японские войска. Итогом ложного маневра японцев стала Японо-китайская война 1894-1895 гг. Япония одержала победу и установила контроль над Коре

[21] Позднее он долгое время служил секретарем директора Кодокана Кано Рисэй.

[22] Эта концепция была удивительным порождением реакции на европейское и американское империалистическое давление на Азию и одновремен­но нарождающегося японского империализма, идеологией которого являлось утверждение права Японии на господство в Азии и «покровительство» другим восточным народам.